Цель
мастер-класса:
-показать на практике, каким
образом особенности организации практико – ориентированного подхода будут
способствовать развитию функциональной грамотности школьников на уроках английского язык.
В условиях социально-экономической
модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий
работать на результат, способный к определенным, социально значимым
достижениям. Все данные качества формируются в школе. Обучение учащихся
самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно
использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в
жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования
Казахстана. В условиях вхождения в мировую экономику роль английского языка
огромна. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, под
которой понимается способность использовать ЗУН, приобретенные в школе, для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Компонентами
функциональной грамотности являются:
u знания
сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих
познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах
жизнедеятельности;
u умения
адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией;
вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
u готовность
ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности
жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования
на основе осознанного выбора.
С
целью формирования и развития навыков функциональной
грамотности
школьников на уроках иностранного языка широко использую стратегии, технологии
и приёмы, основанные на практико – ориентированном подходе, в процессе которого
ученики выступают не пассивными слушателями и получателями знаний, а в условиях
коллаборативной среды, являются активными участниками процесса обучения:
стратегии критического
мышления
игровые технологии
исследовательские
поисковые
метод
проектов
уровневая
дифференциация
использование
ИКТ
Процесс
преподавания и обучения иностранным языкам строится на 4-х видах речевой
деятельности:
- аудирование
- говорение
- чтение
- письмо
Данные
виды речевой деятельности не изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны
и очень важны в процессе общения. Считаю, что любой из данных видов будет
носить функциональный, а значит
эффективный характер при условии реализации следующих условий:
1. чёткая, ясная постановка цели
перед учениками с конечным продуктом их деятельности
2. ознакомление с критериями
оценивания
3. правильная последовательность
действий в процессе реализации конкретного вида деятельности
4. предъявление заданий с учётом
уровня учебных способностей обучающихся
5. обязательная обратная связь
1. Чёткая, ясная постановка цели
перед учениками с конечным продуктом их деятельности:
Планирование
уроков осуществляю с позиции ученика – разрабатываю СМАРТ – цели урока и
критерии успеха, с которыми детально знакомятся обучающиеся. Такой подход к организации урока вносит
ясность – что конкретно должны делать дети, а также помогает учителю проводить
процесс оценивания на более объективном уровне. Например, в 8 классе при изучении темы
«Географическое положение Казахстана» поход к планированию урока с позиции ученика будет выглядеть
следующим образом:
Тема урока – Geographical position
of Kazakhstan
Тип урока -
комбинированный, основан на внутриклассной дифференциации
Цель 1 - к
концу урока учащихся смогут сделать презентацию кластера о Казахстане
Критерии успеха:
1.я знаю новую лексику по теме «Казахстан»
2.я
умею употреблять лексику в диалогах и
монологических высказываниях
3.я
смогу показать понимание содержания
услышанного через проверочные
задания(перевод,
ответы на вопросы, пересказ);
смогу продемонстрировать свои
творческие
способности при работе над
кластером
Примером
аналогичного подхода также может служить формат планирования этапа
целеполагания в 4 – м классе:
Смарт - цель:
учащиеся смогут составить и презентовать
карту памяти «Казахстан», используя степени сравнения прилагательных
Критерии успеха:
Я знаю:
-
знаю, как правильно употреблять новые слова в речи
Я могу:
-задавать
вопросы и отвечать на них, используя
оборот “there is – there are”.
-строить
вопросы и предложения, используя степени сравнения прилагательных.
-найти
необходимую информацию о Казахстане через прослушивание.
2. Ознакомление с критериями
оценивания:
К
конечному продукту урока, будь то аудирование, говорение, чтение или письмо,
мною разрабатываются критерии оценивания. У всех детей разный уровень учебных
способностей, поэтому критерии оценивания разрабатываются мною в соответствии с
тремя параметрами – для учеников с высоким уровнем учебных возможностей, со
средним и с низким уровнем. При работе
над аудированием по теме « Travelling
around Kazakhstan » в 4 классе, учащиеся заранее
нацелены на выполнение заданий ( составление ментальных карт ) по следующим
параметрам:
«5» |
«4» |
«3» |
правильно заполнены и презентованы не менее 8 предложений |
правильно заполнены и презентованы не менее 6 предложений |
правильно заполнены и презентованы не менее 4 предложений |
3. Правильная последовательность
действий в процессе реализации конкретного вида деятельности:
Чтение
Чтение – это интеллектуальное развитие,
способ обретения культуры, посредник в общении и средство для решения жизненных
проблем.
Функциональное
чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретных задач,
проблем.
Традиционно
используются 4 вида чтения:
- ознакомительное (
извлечение основной информации )
- изучающее ( извлечение
полной информации )
- просмотровое ( получение
общего представления )
- поисковое ( извлечение
конкретной информации )
Главное
соблюсти правильную последовательность действий:
1) pre – reading activities
2) while – reading activities
3) after – reading activities
1) деятельность до чтения представлена
видами заданий, направленными не только на установление степени осведомленности
по изучаемой теме и уже имеющихся знаниях, но и на вовлечение учащихся в
процесс взаимодействия на английском языке:
- мозговой
штурм ( метод ассоциаций, таблица «
ЗХУ»)
- задания
на догадку, предположения о конкретных событиях
-обязательная
работа по введению и отработке нового лексического материала
2) в процессе деятельности во время чтения одним из главных факторов выступает вид чтения – если это ознакомительное,
то детям даю установку на извлечение основной информации, если поисковое, то –
конкретной.
3) деятельность после чтения играет очень важную роль, так
показывает уровень понимания. С этой целью к разработке заданий я подхожу
дифференцированно. Для ребят с низким и средним уровнем предоставляю задания,
направленные на заполнение пропусков недостающими по смыслу словами,
словосочетаниями, ответы на вопросы или задания на соответствие. Ученики с
высоким уровнем получают следующие виды заданий – выразите своё отношение к
прочитанному, составьте диалог, предоставьте другой вариант окончания событий
или выделите главную мысль, идею.
В
условиях многообразия информации и её большого объёма, с целью развития навыков
функционального чтения я отдаю предпочтение просмотровому
чтению ( найти, понять общее содержание,
сжать, преобразовать) и аналитическому ( выделить главное,
подобрать цитаты, составить схемы, таблицы, графики ).
Аналогичную
деятельность провожу и при работе над развитием умений грамотной письменной
речи. С целью формирования навыков функциональной грамотности 1 раз в четверть
в 5 – 11 классах учащиеся пишут эссе, где выражают своё личное мнение к
поставленной проблеме. Данная работа также основывается на трёхэтапности –
работа до письма, во время и после. На этапе before – writing целесообразным считаю работу по организации
обсуждения в группе ( мозговой штурм, ассоциации, идеи ), работу над новой
лексикой, написание плана эссе, а также редактирование черновых работ учеников.
Большое значение придаю процессу презентации написанных работ, где ребята могут
проявить свои творческие способности.
4. Предъявление заданий с учётом
уровня учебных способностей обучающихся:
Важным аспектом изучения английского
языка выступает грамматика. Без правильного её употребления невозможно
эффективное общение и понимание собеседников. В основе работы над
грамматическим материалом, с целью его правильно усвоения всеми категориями
учащихся, лежит подбор заданий в соответствии с таксономией Б. Блума – на
уровне знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Так при
изучении Простого Прошедшего времени использую следующие упражнения:
Задания на
знание, понимание (низкий уровень)
-найти в тексте предложения в Past
Simple,
назвать какими являются глаголы – правильными или неправильными
Задания на
сравнение, анализ (средний уровень) - изучите, сравните предложения,
проанализируйте, измените вид предложения (из повествовательной в отрицательную
формы и вопросительную )
Задания на
разработку, создание продукта (высокий уровень) - построить диалог, взять
интервью, написать письмо, используя Past
Simple
Обучение говорению:
Главным в
изучении иностранного языка является принцип речевой направленности. Планируя
свой каждый урок, я уделяю большое внимание его практической направленности. Научить
говорить можно только говоря. С этой целью я подбираю задания, которые
максимально приближены к реальному общению – например:
1) прочитайте диалог, составьте свой собственный,
пользуясь прочитанным, как образцом. Выполнение подобных упражнений направлено
на отработку определенных типов вопросов, они максимально приближены к
реальному общению, так как речевые структуры из диалогов смогут использовать в
жизни.
2)
использование игровых форм организации учебно – познавательной деятельности –
ролевые игры, игры когнитивного формата, драматизация диалогов в роли
художественных персонажей, проблемные игры.
Игровая деятельность на уроках интересна детям любого возраста, так как
она познавательна и основана на общении со сверстниками.
3) широкое
применение в практике своей деятельности нашла стратегия “Четырёх углов”. В четырёх углах учебного кабинета
развешиваются вопросы и ребята, разделившись на 4 группы, отрабатывают вопросы,
затем переходят в другую группу и их общение на английском языке продолжается
до тех пор, пока они не пройдут все
четыре угла. Данный метод позволяет всем ученикам без исключения находиться в
постоянном речевом взаимодействии, с помощью вопросов проходит отработка
определённого грамматического материала, передвижение по классу является
хорошей разгрузкой в физическом плане.
5. Предоставление обратной
связи:
С целью
получения информации о том, как идет процесс обучения
учеников, какие у них достижения и
что не получается, мною на каждом уроке
проводится обратная связь, которая проходит всегда в атмосфере
доброжелательности и взаимоуважения. Обратная связь в форме устных обсуждений,
графических изображений - солнышко, смайлики, лестница успеха, физических
действий - сигналы карточками, техника большого пальца, топ / хлоп, позволяет
мне узнать, что ученик понимает или не понимает, в чем причина его трудностей.
Данное взаимодействие очень эффективно, так как позволяет мне
отбирать стратегии, которые помогают ученикам развиваться, самосовершенствуясь.