Исследовательский
подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности.
За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и
приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.
Организация
исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная
образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач
воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы,
педагоги, в своей работе ставим перед обучающимися и задачи, направленные
на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности. В настоящее
время становится всё более важным воспитание ответственности обучающегося за
свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
«Одаренность» происходит
от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние
предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных
детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об
образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей
одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей
общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся
сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих
способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной
гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и
творческому самовыражению.
Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание
образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская
деятельность позволяет решать следующие задачи: ·
Главное при
организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу
– никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий –
личный интерес и личная увлечённость.
В настоящее время
в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития
человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и
представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных
исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной
деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить
разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному
образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и
компетенций обучающихся, как способность к самообразованию,
развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и
решать проблемы. Всё это в дальнейшем поможет обучающимся легко войти во
«взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии
учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним
из ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача педагога –
это развитие исследовательских способностей обучающихся. Наряду с основными
вопросами образования у обучающихся важно сформировать и такие качества как:
Научно-исследовательская
деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от
накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить
ребенку возможность практического применения знаний, умений и навыков в период
становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность
приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По
мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один
из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и
учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно
позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм
саморазвития» . Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются
научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой
собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором является
и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте,
когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для подростков большое
значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для
успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение
морально-ценностных ориентаций педагогов и обучающихся. Чему же учатся педагоги
и дети в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и
сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и
т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности
способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителя
исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи
обучающимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного
результата – это лишь способ глубокого освоения обучающимися проблематики той
области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и
предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы обучающийся, возможно,
разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное
отношение» . Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся
раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит
соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор
формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у
обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей
перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой
позиции [2]. В процессе исследования обучающийся выступает
исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном
творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными, что
само по себе уже необычно. На конференции, в роли исследователя – сообщает
научному обществу о результатах своей творческой деятельности. Он имеет
возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других
обучающихся. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней,
опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение
разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт обучающегося.
Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим,
что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта
человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации
выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются
многие, если не все, ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социально-трудовая
7. Личностная компетенция (самосовершенствование).