Организация учебного исследования – одно из приоритетных
направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная
цель такой работы заключается в том,
чтобы создать условия для обучающихся к самостоятельной деятельности, привития
им интереса к работе с различными источниками информации. Именно
исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого
процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Главные
задачи организации исследовательской
работы школьников:
активизировать
познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе
обучения;
развить
у школьников представления о межпредметных связях;
создать
предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода и собственной деятельности;
развить
интерес к познанию сущности процессов и явлений науки, техники, искусства;
приобщить
к научной этике и научным традициям;
помочь
школьникам с профессиональной ориентацией и социально-профессиональным
самоопределением;
воспитать
культуру умственного труда;
воспитать
у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний и в целом – к
самообразованию.
Термин «исследовательский метод» был
предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод
умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или
воспроизводимых ими на опыте».
В
современной теории обучения это направление представлено как
поисково–исследовательская технология
обучения, сущность которой состоит в том, чтобы «…построить учебное познание
как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы,
во–первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач
(сделать проблемность наглядной), во–вторых, найти способы сделать разрешение
проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и,
в–третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять
проблемы и задачи» (В.И. Загвязинский).
Опираясь
на А.В.Леонтовича, можно дать следующее
определение исследовательской деятельности в школе: «Под исследовательской
деятельностью школьников понимается такая форма организации
воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию,
когда они сами овладеют понятиями и подходами к решению проблем в процессе
познания, в большей или меньшей степени организованного/ направляемого/
учителем, решают творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным
результатом (в различных областях науки, техники, искусства)».
Исследовательская деятельность
позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для
освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и
систематизации материала. Система работы с учащимися представлена на схеме:
Организуя
работу обучающихся, мы должны исходить из того, что школьники должны иметь
возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету,
но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности
В
организации исследовательской деятельности обучающихся выделяют следующие
направления:
Исследовательская
работа, выполняемая школьниками в учебном процессе.
Организационно-массовые
мероприятия.
Исследовательская
работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в
учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач
и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы.
Материалы по организации
исследовательской деятельности школьников, публикуемые в педагогической и
методической литературе, опыт работы коллег помогли мне определить то, что
исследовательская деятельность возможна и вполне осуществима через внеурочную
деятельность, которая существенным образом отличается от исследовательской
работы, проводимой во время урока.
Подготовка
исследовательской работы часто
понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого
метода во внеурочной деятельности
позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки
работы с научной, научно-популярной литературой.
Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны. Период
исследования по теме может достигать до одного года. Рассмотрим
последовательность организации исследовательской работы в течение года.
Этапы
выполнения индивидуальной исследовательской работы
(по
О.Д. Калачихиной):
1. Подготовительный
этап:
№ |
Этапы работы |
Примечания |
1 |
Выбор примерной темы (заглавия) работы |
Задает направление исследования. Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Отражает суть выполненной работы |
2 |
Определение цели работы |
Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно. |
3 |
Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. |
Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. |
4 |
Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. |
Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. |
2. Основной
этап:
№ |
Этапы работы |
Примечания |
1 |
Поиск и изучение литературы по теме исследования. |
Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. |
2 |
Формирование главы: «Обзор литературы» |
Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. |
3 |
Выбор методов исследования. |
Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов. |
4 |
Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. |
Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. |
5 |
Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи. |
Содержит следующие разделы: 1. введение с целью работы; 2. гл.: «обзор литературы»; 3. гл.: «материалы и методы»; 4. гл.: «результаты и их обсуждение» 5. выводы;* 6. список использованной литературы |
6 |
Подготовка работы к презентации |
Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу. |
-
Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных
исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы.
Важным моментом в организации
исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание
ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать
веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их
учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее
представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у учащихся коммуникативную
компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию.
Подготовка исследовательской работы учащимися во внеурочное время повышает интерес к
изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные
качества, активизирует познавательные интересы.