Ақмола облысы
Акмолинская область
Методические рекомендации
«Повышение мотивации и
эффективности учебной деятельности учащихся через проектную и учебно – исследовательскую работу»
Выполнила: Ломачинская Л.В.
учитель английского языка
Бурабай
ауданы
Ақылбай ауылы орта мектебі
В современном мире образование играет
одну из важнейших ролей. В мире, где общество находится на стадии перехода к
информационному типу, где информация становится «фундаментальным социальным
фактором», радикально меняется место образования в структуре общественной
жизни. С изменением общества меняются и подходы к пониманию образования.
Сегодня образованный человек – это не столько человек «с дипломом», это прежде
всего человек с сформированным мировоззрением, подготовленный к жизни в
сложном, постоянно развивающимся обществе, способный справляться с
поставленными задачами и проблемами современной культуры. Для того, чтобы
будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо
создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все
необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а
вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда
перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную
мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного
процесса. В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю
мотивацию. Л.М.Фридман, российский советский психолог, педагог, математик, крупный специалист в области
педагогической и математической психологии, доктор психологических наук, так
характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не
связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если
же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют
внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее
внешней, ведь она возникает, когда ученики тянутся к знаниям из любопытства,
ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них
неподдельный интерес. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения:
родительские напоминания и уговоры, учительские уговоры и убеждения. Одним из наиболее успешных методов повышения
внутренней мотивации к учебному процессу и получению необходимых навыков
является вовлеченность учащихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность.
Учебно – исследовательская и
проектная деятельность представляет собой деятельность, направленную на повышение
компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин,
на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для
других.
Учебно-исследовательская и проектная
деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли
реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами
одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от
одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной
самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Существует ряд отличий между учебно –
исследовательской и проектной деятельностью.
Проект как
форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым
практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой и т.д. Проект
может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного,
эвристического, исследовательского…)
Типы проектов: - мини – проект – может быть реализован в течение одного
урока;
- краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время
- среднесрочный проект – 1 неделя- месяц
-долгосрочный проект – ½ года-год и более
Исследование как
форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы
по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных
результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании
лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один
– исследовательский.
Кроме того, проект и исследование
различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик
должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из
жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для
него, но и для ученического и даже научного коллектива.
То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается
от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же
время проектная деятельность как метод обучения отличается от
исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания учащегося.
Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности:
Цели учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования, а
именно:
формирование универсальных учебных действий учащихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых
для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- аспекты личностного развития:
умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость,
готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира,
понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской
и инновационной деятельности;
- развитие коммуникативной
компетентности;
овладение обучающимися
практико-ориентированной деятельностью при помощи:
- основных этапов, характерных для
исследовательской и проектной деятельности;
- методов исследования и определения
конкретного результата;
развитие творческих способностей учащихся на основе:
- предметного и метапредметного,
научного и полинаучного содержания,
- владения приёмами и методами
учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения
различного рода задач;
- общение и сотрудничество
обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений
дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно-
исследовательской и проектной деятельности.
Задачи
направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое
сопровождение, исходя из целей освоения Программы:
· в отношении обучающихся:
- обучение целеполаганию,
планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с
информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);
- обучение методам творческого
решения проектных задач;
- формирование умений представления
результатов деятельности;
- формирование конструктивного
отношения к работе, планирование своей деятельности;
· в
отношении учителя:
- применение педагогических приёмов,
обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за
соблюдением этапов деятельности;
- поддержка научного уровня, ориентированности
на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;
- обучение приёмам и методам
учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы
с информацией; разработка банка заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия
видов деятельности;
- владение методами организации
учебного и проектного сотрудничества, повышение индивидуальной деятельности
отдельных учащихся и работы группы в целом;
- осуществление мониторинга по формированию
универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и
проектной деятельности.
Для успешного управления
проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие
принципы организации:
- доступности – занятие
проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за
рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие
«трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному
материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и
доступно;
- естественности – тема исследования,
за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть
интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик
сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;
- наглядности или экспериментальности – в исследовательской
деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с
теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;
- культуросообразности – это
воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного
исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной
задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской
деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое,
пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;
осмысленности – знания, полученные в
ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником.
Цель, задачи, проблема, гипотеза исследования должны быть сформулированы не
взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;
- самостоятельности – ученик может
выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если
она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной
предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно
анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность
школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими
сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной
проблемы.
Итоги учебно – исследовательской и проектной деятельности:
Итогами проектной и исследовательской
деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько
интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в
выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать
в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель
успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Подытоживая все вышесказанное хочется
сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом
обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать
процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. В ходе проектной
деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык,
позволяющим им самостоятельно получать эти знания. В ходе данной деятельности
учащиеся развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и
обязанности, обмениваться информацией. Метод проектов помогает детям
почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает
мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.