Ақмола облысы білім басқармасының"Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Ақылбай ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Ақмола облысы білім басқармасының"Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Ақылбай ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі

*ȥ;s6;?Ib>S?]j޷cF#
' } }, { // Опции. // Иконка метки будет растягиваться под размер ее содержимого. preset: 'islands#blackStretchyIcon', // Метку можно перемещать. draggable: false }); myMap.geoObjects.add(myGeoObject); // Скрываем хинт при открытии балуна. myMap.events.add('balloonopen', function (e) { myMap.hint.close(); }); }
Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

04.01.2019

Ақмола  облысы

Акмолинская  область

 

 

 

 

Методические  рекомендации

 «Повышение мотивации и

эффективности учебной деятельности учащихся через проектную и  учебно – исследовательскую  работу»

 

 

                                                          

Выполнила: Ломачинская Л.В.

                                                  

учитель английского языка

 

 

 

 

 

Бурабай

ауданы

Ақылбай  ауылы орта мектебі

В современном мире образование играет

одну из важнейших ролей. В мире, где общество находится на стадии перехода к

информационному типу, где информация становится «фундаментальным социальным

фактором», радикально меняется место образования в структуре общественной

жизни. С изменением общества меняются и подходы к пониманию образования.

Сегодня образованный человек – это не столько человек «с дипломом», это прежде

всего человек с сформированным мировоззрением, подготовленный к жизни в

сложном, постоянно развивающимся обществе, способный справляться с

поставленными задачами и проблемами современной культуры. Для того, чтобы

будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо

создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все

необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а

вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда

перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную

мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного

процесса. В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю

мотивацию. Л.М.Фридман, российский советский психолог, педагог, математик, крупный специалист в области

педагогической и математической психологии, доктор психологических наук, так

характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не

связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если

же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют

внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее

внешней, ведь она возникает, когда ученики тянутся к знаниям из любопытства,

ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них

неподдельный интерес. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения:

родительские напоминания и уговоры, учительские уговоры и убеждения.  Одним из наиболее успешных методов повышения

внутренней мотивации к учебному процессу и получению необходимых навыков

является вовлеченность учащихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность.

Учебно – исследовательская и

проектная деятельность представляет собой деятельность, направленную на повышение

компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин,

на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для

других.

Учебно-исследовательская и проектная

деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли

реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами

одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе

целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки

овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от

одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной

самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Существует ряд отличий между учебно –

исследовательской и проектной деятельностью.

Проект как

форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели

через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым

практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой и т.д. Проект

может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного,

эвристического, исследовательского…)

Типы проектов: - мини – проект – может быть реализован в течение одного

урока;

- краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время

- среднесрочный проект – 1 неделя- месяц

-долгосрочный проект – ½ года-год и более

Исследование как

форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы

по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных

результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании

лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один

– исследовательский.

Кроме того, проект и исследование

различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик

должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из

жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для

него, но и для ученического и даже научного коллектива.

 

То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается

от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же

время проектная деятельность как метод обучения отличается от

исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания учащегося.

Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной

деятельности:

Цели учебно-исследовательской и

проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты

освоения основной образовательной программы основного общего образования, а

именно:

формирование универсальных учебных действий учащихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых

для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- аспекты личностного развития:

умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость,

готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира,

понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской

и инновационной деятельности;

- развитие коммуникативной

компетентности;

 овладение обучающимися

практико-ориентированной деятельностью при помощи:

- основных этапов, характерных для

исследовательской и проектной деятельности;

- методов исследования и определения

конкретного результата;

развитие творческих способностей учащихся на основе:

- предметного и метапредметного,

научного и полинаучного содержания,

 - владения приёмами и методами

учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения

различного рода задач;

- общение и сотрудничество

обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений

дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно-

исследовательской и проектной деятельности.

Задачи

направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое

сопровождение, исходя из целей освоения Программы:

 · в отношении обучающихся:

- обучение целеполаганию,

планированию и контролю;

- овладение приёмами работы с

информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);

- обучение методам творческого

решения проектных задач;

- формирование умений представления

результатов деятельности;

- формирование конструктивного

отношения к работе, планирование своей деятельности;

· в

отношении учителя:

- применение педагогических приёмов,

обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за

соблюдением этапов деятельности;

 - поддержка научного уровня, ориентированности

на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;

- обучение приёмам и методам

учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы

с информацией; разработка банка заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия

видов деятельности;

- владение методами организации

учебного и проектного сотрудничества, повышение индивидуальной деятельности

отдельных учащихся и работы группы в целом;

 - осуществление мониторинга по формированию

универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и

проектной деятельности.

Для успешного управления

проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие

принципы организации:

- доступности – занятие

проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за

рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие

«трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному

материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и

доступно;

- естественности – тема исследования,

за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть

интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик

сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;

- наглядности  или экспериментальности – в исследовательской

деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с

теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

- культуросообразности – это

воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного

исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной

задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской

деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое,

пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

осмысленности – знания, полученные в

ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником.

Цель, задачи, проблема, гипотеза исследования должны быть сформулированы не

взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;

- самостоятельности – ученик может

выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если

она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной

предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно

анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность

школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими

сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной

проблемы.

Итоги учебно – исследовательской и проектной деятельности:

Итогами проектной и исследовательской

деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько

интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в

выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать

в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой

исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель

успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Подытоживая все вышесказанное хочется

сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом

обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать

процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. В ходе проектной

деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык,

позволяющим им самостоятельно получать эти знания. В ходе данной деятельности

учащиеся развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и

обязанности, обмениваться информацией. Метод проектов помогает детям

почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает

мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.

Просмотров: 585


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст