Коллективная работа «Гимн природе»
– Давайте подарим нашей природе необычный, но очень важный подарок – добрые
слова-пожелания.
Дети по очереди говорят пожелания.
Учитель записывает их на ватман, в центре которого
изображена планета Земля в виде коллажа на темы природы (растений, животных,
пейзажей и т.д.)
В конце урока все записи прочитываются под
музыку. Получается своеобразный гимн природе.
Упражнение «План сохранения природы»
Учитель делит детей на три группы. Каждая
группа получает задание – разработать план сохранения растительного и животного
мира.
– Подумайте, как и чем вы могли бы помочь животным, растениям и птицам, и
напишите план помощи им.
1 группа – помогает деревьям и цветам;
2 группа – помогает водоемам;
3 группа – помогает животным, насекомым, птицам.
По окончании работы каждая группа
представляет свои планы. Дети других групп могут задавать вопросы
команде, презентующей свой план. Например, «Как вы думаете,
надолго ли хватит людям пресной воды на Земле?», «Как вы считаете, может быть,
природе можно обойтись без ядовитых змей, птиц-кукушек?»
Игра «Сорви яблоки»
– Представьте, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими
яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не
удается. Посмотрите на меня. Я покажу, каким образом вы можете их срывать.
Видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно
выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко.
Нагнитесь и положите его на траву. Теперь медленно выдохните. То же самое
делаем другой рукой.
Творческая работа «Законы единства»
– К сожалению, так получается, что люди по всему миру разделены друг с
другом границами и законами своих государств. Я хочу предложить вам стать
правителями разных стран мира и придумать такие законы, которые бы непременно
объединили всех людей мира.
Создание проектов «Жить – Родине служить».
1. Необходимо разделить
детей на 3 группы.
2. Каждая группа получает
задание – разработать социальные проекты:
а) по благоустройству школьной территории
(двор, сад, стадион);
б) по созданию детской игровой площадки
около своего дома;
в) по оказанию помощи пожилым людям на
дому.
3. Смотр социальных
проектов.
4. Подведение итогов.
При подведении итогов учителю следует
обратить внимание на конкретность полезных дел, на убедительность,
гражданскую ответственность и умение оказывать помощь, которые проявляют дети в
своих выступлениях.
Игра «Дары родителям»
Дети получают карточки с разными словами: озеро,
небо, солнце, ветер, снежинка, звезда и.т.д.
Нужно подумать, какие дары любви дети
преподнесут маме, папе, бабушке, дедушке, брату или сестре. Например: солнце
дарит маме теплоту, нежность; гора – силу, выдержку, крепость; звезда –
красоту, обаяние, загадочность и.т.д. Затем можно придумать волшебные истории о
том, как помогли те или иные дары близким людям. Например, когда мама
болела, глаза ее потускнели, лицо стало бледным, но потом ей подарили звезду, и
маме захотелось взглянуть на звезду настоящую. Она подошла к окну.
Настоящая звезда через окно увидела маму, пожалела ее и посветила своим
волшебным светом. Мама сразу же стала красивой и стала выздоравливать.
Игра «Старшие и младшие»
Дети делятся на пары. Один ученик в паре –
старший брат или сестра – должен рассказать, как он помогает младшему и всей
семье; а второй – младший – рассказывает, как он помогает старшему и всей
семье.
После того, как пары выполнят это задание,
учитель вместе с детьми делает вывод о том, как старшие и младшие дети
должны помогать друг другу, какую помощь они могут оказать семье.
Упражнение «Кто, чему и как учит меня?» (задание
1)
– Ребята, сейчас мы выполним одно задание.
В колонке«Меня учит» укажите
тех людей из числа родных, близких, знакомых, которые вас чему-нибудь учат
(мама, дедушка, сестра, братишка, учитель, друг и т.д.).
А в двух других колонках напишите, пожалуйста, чему именно и как учат вас.
Меня учит
|
Чему меня учит |
Как меня учит |
Учитель |
Новым знаниям (каким, о чем, напиши) |
Читает |
Природа |
Хорошим, полезным действиям (каким, напиши) |
Показывает |
Мама |
|
Объясняет, рассказывает, показывает, как следует поступать, делать |
Брат |
|
Выполняем вместе |
Сестренка |
|
Наблюдаем за событиями, обсуждаем |
Друг (подруга) |
|
Говорит, где можно найти информацию о том, о чем я спрашиваю |
Кто-то другой |
|
Отсылает меня к другим людям |
Упражнение «Неоконченные предложения»
Дети завершают предложения:
«Учитель может быть…»
«Учитель не должен быть…»
«Урок может быть…»
«Урок не должен быть…»
– Кем легче быть, на ваш взгляд, учителем
или учеником?
Рассуждения детей.
Упражнение«Родительское собрание»
Ученикивыходят к доске в роли учителя и
«ведут родительское собрание», говоря о классе в целом и о
любом из учеников в отдельности. Дети сменяют друг другав этой роли,
продолжаярассказ «учителя» о школьных успехах и проблемах детей.
–Легко ли было выступать от имени учителя? Почему?
– Что вы чувствовали, когда «учитель» говорил о вас?
Творческая работа
Детям раздаются бумажные ладошки.
Задание
– Напишите на ладошках вопросы, которые
вас волнуют, но вы еще не знаетена них ответы. Прикрепите ваши вопросы вокруг
силуэта человека. Прочитайте их, и мы узнаем, что же нас,людей, интересует,
волнует, зовет к открытиям нового.
Упражнение
– Предлагаю выполнить упражнение.
Вы будете размышлять вслух, а я – запишу на доске особые характеристики,
которые свойственны только человеку.
На доске – силуэт человека и надписи:
ЧЕЛОВЕК:
УМЕЕТ__________________________________________________
СПОСОБЕН______________________________________________
ЖЕЛАЕТ_________________________________________________
ДЕЛАЕТ__________________________________________________
МОЖЕТ__________________________________________________
Учитель записывает ответы детей рядом со
словами, записанными на доске. По ходу учителем даются разъяснения.
Групповая работа «Хочу
все знать»
Учитель делит класс на две команды. Затем
он или ведущий из детей крутит волчок, и команды после обсуждения отвечают на
вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы:
§
Какие старинные праздники казахского народа вы знаете?
§
Какие старинные праздники народов Казахстана можете перечислить?
§
Какие игры проводились на этих праздниках?
§
В какие костюмы были одеты люди?
§
Какие угощения выставлялись на стол?
§
Какие подарки дарились участникам праздника?
§
Что такое «Асар»?
§
Как проводился асар?
§
Празднование дня рождения человека – это старинный праздник?
§
Какаямузыка звучит на старинных праздниках?
§
Какие элементы современности были привнесены в старинные праздники?
Перечислите.
Упражнение «Наша Родина»
Дети делятся на группы и получают от
учителя карточки с рисунками звезд, солнца, луны, облаков, радуги, а также с
рисунками обитателей земли и обитателей воды. Каждая группа от лица тех, кто ей
достался на карточке, придумывает рассказ, легенду или сказку о родном крае,
Отечестве.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
– Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду
задаватьвопросы, на которые вы хоромбудете отвечать: «Это я, это я, это все мои
друзья».
Но если эти вопросы не про вас, то вы должны промолчать. Будьте
внимательны, игра начинается.
– Кто живет в стране чудесной под названием Казахстан?
– Будет кто трудиться честно и все силы отдавать, чтобы пел родник
беспечный и Земля – родная мать?
– Кто нарушит все запреты, кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе
по дороге доброты?
– Кто из вас границы наши будет верно охранять и страну свою родную отчужих
оберегать?