В процессе общения мы никогда не спрашиваем
себя, что такое язык, как он появился и как функционирует. С малых лет и
до конца жизни человек пользуется языком. Неверно будет полагать, что если мы
говорим на каком – либо языке, то хорошо его знаем; порой мы не задумываемся,
что стоит за словом. Ведь слово не просто обозначает понятие - оно вызывает
множество разных ассоциаций, эмоций, образов.
Учить языку - значит, кроме всего прочего, пробуждать у детей эти ассоциации, эмоции, образы приобщить детей к словесному творчеству. Язык народа
неиссякаем. Он, как живой источник, постоянно пополняется, обогащается,
стремительно движется вперед. Сколько языков нужно знать сегодня? время
диктует, что не менее трех. И один из них – иностранный, как средство
общекультурного развития. Многоязычная среда в Казахстане, совместная
деятельность живущих рядом многочисленных нации создают идеальные условия для
формирования поликультурной личности, способной к восприятию других языков и культур.
В нашей республике казахский язык является государственным языком, русский
официально употребляется наравне с
казахским, кроме того созданы условия для изучения и развития языков всех
народов Казахстана. Одним из важных
мероприятий направленных на единение нации, языков, является Фестиваль языков
народа Казахстана. Цель фестиваля - изучение традиций, культуры народов,
населяющих современный Казахстан, воспитание казахстанского патриотизма.
В нашей школе проводятся различные мероприятия: конкурсы чтецов на казахском,
русском, иностранном языках, викторины, устные журналы. Воспитание
казахстанского патриотизма, интернационализма, толерантности – таковы цели, которые ставят перед собой учителя -
языковеды.
На протяжении всего учебного года
мероприятия, торжественные линейки проходят на языках, изучаемых в школе. Ученики школы
принимают активное участие
интеллектуальных играх « Акбота», « Британский бульдог», « Русский
медвежонок», в которых есть задания по языковым дисциплинам. Конкурсы
сочинений, конкурсы чтецов, проводимые на районном и областном уровнях, также
способствуют тому, что дети учатся выражать свои мысли, правильно излагают их,
умеют анализировать, рассуждать.
Урок - основной момент, когда учитель развивает речевую деятельность учащихся.
Каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета, работает над речевой
деятельностью школьников. Кроме коммуникативной деятельности, осуществляемой на
любом уроке, учитель добивается знания специфической терминологии своего
предмета, сфера его применения. Задача развития поликультурной личности
решается на уроках тогда, когда идет сопоставление языковых средств, нахождение
точек соприкосновения культур разных народов в языке, традициях, лексическом
взаимообмене, что на современном этапе явно заметно.
Опыт работы показывает, что ребенок, хорошо осознающий систему одного языка,
становится способным к изучению второго и третьего языков. Факультативные
занятия по языкам учат толковать, значение неизвестных слов, исходя из
словообразовательной структуры. Усвоение учебного материала зависит от того,
насколько учитель сможет организовать речевое взаимодействие с учащимися.
Применение дидактических игр развивает
память и мышление, активизирует
внимание, речевое взаимодействие учащихся между собой, с учителем.
Вся эта работа способствует развитию полиязычной
личности, формирует представление о значимости грамотной и культурной речи.
Таким образом, школа формирует человека, открытого людям, миру.