Ақмола облысы білім басқармасының"Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Ақылбай ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Ақмола облысы білім басқармасының"Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Ақылбай ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі

*ȥ;s6;?Ib>S?]j޷cF#
' } }, { // Опции. // Иконка метки будет растягиваться под размер ее содержимого. preset: 'islands#blackStretchyIcon', // Метку можно перемещать. draggable: false }); myMap.geoObjects.add(myGeoObject); // Скрываем хинт при открытии балуна. myMap.events.add('balloonopen', function (e) { myMap.hint.close(); }); }
Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

10.01.2018

Цель: Формировать умения и навыки сохранения и укрепления психического здоровья

педагогов через овладение ими способами психической  саморегуляции и

активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

- Создать условия для анализа собственных источников негативных переживаний

на работе, выявления ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.

- Активизировать приемы снятия напряжения за счет высказывания накопившихся

негативных эмоций, оказать психологическую поддержку.

 

Ход занятия.

Психолог приветствует

участников занятия, сообщает цель планируемой работы.

- Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное

влияние на всю атмосферу школьного учреждения. Профессиональные нагрузки

педагога достаточно велики. Имеются в виду не только физиологические факторы,

связанные с условиями труда: гиподинамия, нагрузки на зрительный, слуховой и

голосовой аппарат и т.д. Речь идет о психологических и организационных

трудностях: быть все время «в форме, в определенном тонусе», невозможность

выбора воспитанников и коллег, отсутствие возможности для эмоциональной

разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

Как видите, данная тема актуальна. Поэтому мы поговорим о том, как

сохранить педагогу свое здоровье и творческое долголетие?

Но сначала я предлагаю вам активизировать положительные эмоции.

1.     Упражнение «10 секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга,

сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного

эмоционального единства группы.

        Инструкция: Сейчас вы

начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что

время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и

выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд. Не бойтесь остаться

в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

 Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого - нет. Раз,

два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы.

А в этой все счастливчики, да?    Продолжаем ходьбу! Распределиться

по стилю обуви! (Счет, проверка).

По длине волос.

По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как

чувствовали себя те, кто остался без группы? Как себя чувствуете?Готовы к

работе?

2. Упражнение «Неожиданный гость»

Цель: выявление индивидуальных различий в способах эмоционального

реагирования.

(Участники делают 2 круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу)

Ситуация  «неожиданный звонок в дверь»:

1. Подруга.

2. Свекровь.

3. Милиция.

4. Подруга сына.

5. Соседка.

6. Человек ошибся домом.

Вывод: Мы увидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее,

по-разному реагируем на одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у

кого-то раньше, у кого-то в  большей степени, у кого-то -  в меньшей.

3. Упражнение «Порой я балую себя»

Цель: познакомить с приемами снятия нервного напряжения, описанными

МадэлинБеркли-Ален.

Инструкция: вспомните и составьте список 10 дел, которые Вы выполняете с целью

доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного

побаловать себя.   Напишите, как вы балуете себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают

то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое

мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Обсуждение: участники высказываются  в свободной

форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в

будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

4. Упражнения «Учимся расслабляться»

Цель: снятие эмоционального напряжения, устранение мышечных зажимов.

  • «Маска удивления». Исходное положение – сидя.
  • Медленно глубоко вдохните и одновременно поднимите брови так высоко, как
  • только возможно. На пределе вдоха задержите на секунду дыхание и с
  • выдохом опустите брови.
  • «Маска гнева». Медленно вдыхая, нахмурьте
  • брови, как будто хотите соединить их, задержите на секунду дыхание и с
  • выдохом расслабьтесь.
  • «Жмурки». Медленно выдыхая, мягко опустите
  • веки, постепенно напрягая круговые мышцы глаз. Прикрыв глаза, зажмурьте
  • их как можно сильнее, задержите на секунду дыхание и, свободно выдыхая,
  • откройте глаза.
  • «Маска поцелуя». На вдохе постепенно с усилием
  • сожмите губы до предела, на секунду задержите дыхание, а затем на выдохе
  • расслабьте мышцы.
  • «Жвачка». Постепенно сжимайте и резко
  • разжимайте зубы (так чтобы нижняя челюсть «отваливалась»), чередуя вдохи
  • и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Это упражнение можно
  • выполнять с жевательной резинкой.
  • «Маска недовольства». Со вдохом энергично, но
  • не сразу сожмите губы, напрягите мышцы подбородка и опустите углы рта.
  • На выдохе расслабьтесь.
  • «Маска смеха». Слегка прищурьте глаза. На вдохе
  • чуть сожмите губы и поднимите уголки рта. Выдыхая, расслабьте мышцы
  • лица.

Педагог – психолог:

- Кроме техник снятия напряжения

полезно выполнять несложные упражнения, направленные на устранение негативных

эмоций(эмоциональный уровень).

Прежде научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный

сединами восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде, чем реагировать на

слова или поступки близких, коллег, просто окружающих вас людей, спросите

себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек? Что бы он сказал и

сделал?»Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого

спокойного созерцательного размышления.

5. Упражнения «Мусорное ведро»

Цель: избавление от отрицательных

эмоций.

- При работе с детьми вы используете

пособие «Уголок настроения». Существует еще одно интересное пособие

–«Мусорное ведро», в которое дети выбрасывают все ненужные, отрицательные

чувства и эмоции, мысли и переживания, от которых хотят избавиться. Попробуем

на минутку стать детьми и выполнить это упражнение вместе (ставлю на середину

зала ведро).

- Я приготовила для вас листочки

бумаги разного цвета. Возьмите их и представьте, что это ваши старые обиды,

грусть, печаль, может злость или страхи… Сверните их в комочки или, если

хотите, разорвите на мелкие кусочки, и выбросите в это мусорное ведро все

скопившиеся в вас чувства, которые вам неприятны, от которых вы хотите

избавиться.

- Что вы чувствовали, когда

выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас

стало легче, радостнее, спокойнее?

6. Упражнение «Лестница»

Цель:осознание себя как личности,

находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной

деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются

листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее

рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день.

По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы

поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше

местоположение на лестнице?

- Есть ли внутренние противоречия по

этому поводу?

- Что мешает Вам находиться наверху?

Педагог – психолог:

- На поведенческом уровне происходит

устранение стереотипов профессиональных действий, организация своей

деятельности, саморегуляция своего психоэмоционального состояния.

7. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Цель:осознание участниками себя как субъекта жизненного пути и

профессиональной деятельности.

Психолог предлагает участникам нарисовать круг, в нем, ориентируясь на

внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в

настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и

личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

 8.Упражнение «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных

ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание

своего «Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на

их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения

перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

9. Упражнение «Мои достоинства»

Цель: осознание своего «Я», повышение самооценки.

- На большом листе бумаги составьте список «Мои достоинства» и поместите

его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте

перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои

особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки. 

Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к

самым близким людям, тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас

значимо, а через какое-то время – к самым разным людям. Они вам помогут найти

ваши достоинства. Все доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте

в список.

Вот несколько примеров простых конструктивных утверждений: 

– День ото дня я становлюсь опытнее, сильнее, энергичнее – как в

интеллектуальном, так и физическом плане. 

– Я становлюсь спокойнее и меньше переживаю из-за жизненных неурядиц. 

– Я легче справляюсь со стрессом.

Педагог – психолог:      

- Итак, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, мыслить

конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не

препятствовать своему творческому росту и поиску новых альтернативных путей

преодоления профессиональных проблем. Умение позитивно мыслить, владеть своим

поведением – ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых

сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это – тот ресурс, который не

позволит вам стать жертвой выгорания.

10. Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить

фразу: «Мне сегодня...».

11. Упражнение «Огонек». 

Цель: эмоциональное объединение, укрепление атмосферы единства, позитивное

завершение тренинга.

 

Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра». Упражнение выполняется

стоя в кругу. Для этого необходимо небольшой красивый подсвечник со свечей,

помещающийся в руку. Зажигаем свечу, и передаем ее по кругу  со словами

или пожеланиями добра стоящему рядом педагогу, который принимает свечу,

благодарит за добрые слова, затем, передавая следующему, все повторяется, пока

свеча добра не пройдет по всему кругу.

 

Педагог – психолог:     

- Наша встреча подошла к завершению. Мы попытались разобраться в проблеме

сохранения и укрепления здоровья путем регуляции своего эмоционального мира. Я

думаю, наше занятие было полезным. Согласны ли вы с этим?... Спасибо за

активное участие!

Просмотров: 457


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст