Классный руководитель – центральная
фигура воспитательного процесса.
Президент определил воспитательную
работу в качестве государственного приоритета самоутверждения личности подрастающего
поколения.
Конечно, нет работы более сложной и
трудной, чем у классного руководителя. Его деятельность многоёмка и
многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы,
но и огорчения, неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более интересной,
дарящей искреннюю любовь детей. Управление воспитанием классного коллектива –
это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического
сотрудничества. Руководство воспитательным процессом – это стремление быть
нужным каждому и это радость побед в воспитании человека. Взаимоотношение с
учащимися классный руководитель строит на основе следующих принципов: отношение
к каждому учащемуся как к свободной личности, уважения достоинства и
индивидуальности, стремление к сотрудничеству, заинтересованность в развитии
лучших качеств у каждого воспитанника – все это является основой успешности
деятельности классного руководителя.
Комплекс воспитательных направлений
многогранен, его можно классифицировать в трех концепциях: воспитание
казахстанского патриотизма (и нравственное, гражданское), связь с родителями
(установить контакт), развитие личностных качеств воспитанников.
Формы реализации воспитательной
работы многообразны:
В воспитательной деятельности
классного руководителя большое место занимают беседы. Цель этих бесед обогатить
моральными представлениями и понятиями. Классный руководитель во время бесед
должен быть тактичным, не назойливым и дипломатичным.
Классный час - это форма
воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально
организованной деятельности, способствующей формированию у них системы
отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные:
просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание
нужно уделять воспитанию гражданственности и формированию гражданского
самосознания, через постулат Абая: "Адам бол!" "Будь
человеком!"
Классный руководитель призван
постоянно заботится о повышении качества знаний и развития познавательной
активности учащихся. Поэтому в содружестве с преподавателями классный
руководитель осуществляет повседневный контроль за тем, как учатся
воспитанники, посещая уроки, вместе с преподавателями намечает пути повышения
качества учебной работы. Его повседневное внимание, требовательность и контроль
за ходом обучения – важное условие повышения успеваемости.
В деятельности классного
руководителя особенно большое место занимает разъяснение Устава школы, «правил
для учащихся» как главных критериев поведения. При этом необходимо рассказывать
о том, что, зачем и как нужно делать, как поступать в том или ином случае.
В воспитательном процессе большую
роль играет разумное использование мер поощрения и наказания. Для того, чтобы
эти меры оказались педагогическими эффективными, классному руководителю
необходимо знать, как лучше использовать меры поощрения и наказания по
отношению к тем или иным учащимся.
Для всестороннего развития учащихся
классный руководитель должен сотрудничать с работниками школы.
Совместно с администрацией школы
утверждает план воспитательной работы, учитывая возрастные особенности.
Совместно с педагогом-психологом
классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их
адаптации и интеграции в микро - и макросоциум.
Большое значение в деятельности
классного руководителя имеет сотрудничество с руководителями кружков. Классный руководитель способствует
включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки,
секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования детей.
Классный руководитель должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом, педагог-психологом призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Сотрудничая с библиотекарем,
классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует
формированию у них культуры чтения.
В своей работе классный руководитель
постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую
от медицинских работников образовательного учреждения.
Хотя меняется время, школа насыщена
техническим оборудованием, но классный руководитель остается ключевой фигурой
воспитания подрастающего законопослушного, всесторонне развитого поколения.