Какова же роль
предмета «Русский язык» в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы
обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать
оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном
пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого
возраста.
Учебный год я начинаю с диагностики учебной
деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень
сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность
каждого, определяются и направления работы с классом в определенной
последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих
механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции,
куда входит овладение необходимым набором речевых и языковых знаний,
формирование умений в области практического использования языка в процессе
речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по
формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.
Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции,
ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё
высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для
включения её в разнообразные виды деятельности.
В этом плане использование инновационных
педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод,
дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии
проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы
работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся,
интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные
технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную
деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться
глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава
позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с
одноклассниками. Например, развивает умение воспринимать информацию,
способность к рефлексии прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я
знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение
старой и новой информации; «Научился » — осознание результативности
деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала,
развивают умение прогнозировать приемы:«Верные – неверные утверждения»,
«прогнозирование».
Используя приём «верные - неверные
утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной
теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы
выяснить, какие из утверждений были верными.
Для осмысления содержания текста, обнаружения
личностного смысла чаще всего использую приемы:
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
«Ромашка Блума»
Развивает умение задавать вопросы прием
«Толстые и тонкие вопросы»:
Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые
- неоднозначных, развернутых ответов.
Приёмы, используемые в рамках данных
технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают
способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме,
активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют
формированию различных компетенций.