Сотрудничество
школьной психологической службы с классными
руководителями.
Школьная психологическая служба может и должна
оказывать неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Эта
помощь может идти по трём направлениям: психологическое просвещение учащихся
класса и их родителей, психолого-педагогическая диагностика и коррекционная
работа с классным коллективом и самими учащимися. Организуя работу с детским
коллективом, классный руководитель обязан получить определённую информацию (в
рамках разумного) у школьного психолога, а также школьный психолог может помочь
классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика:
· мотивацию прихода в школу;
·
отношение к своей
семье (тест «Моя семья);
·
интересы
учащихся;
·
общие и
специальные способности учащихся;
·
нравственные
приоритеты личности;
· профессиональные интересы и потребности;
·
лидерство и
изолированность и т. д.
Однако классный руководитель должен помнить важное
нравственное правило: любая информация об ученике, использованная не тактично и
не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую
депрессию ученика.
Для более успешного сотрудничества психолога и
классного руководителя в плане воспитательной работы учебного заведения
необходимо чётко определить те диагностические методики, которые успешно
использовать в работе ежегодно в каждом классе. Это может выглядеть следующим
образом.
План психолого-педагогического
сопровождения учебно-воспитательного процесса с помощью школьной
психологической службы.
Психолог школы готовит материал в помощь работе
классному руководителю по изучению некоторых психологических понятий и использует
для изучения ученического коллектива психолого-педагогические методы.
5-ый класс.
Понятия: Личность, интерес, характер, мотив, ученический
коллектив, взаимодействие, сплочённость, одноклассник, друг, лидер.
Методы изучения коллектива:
1. Социометрия (на начало и конец учебного года).
2. «Автопортрет» (творческая индивидуальная и
общеклассная работа) (автопортрет класса).
3. «Мои можно» и «Мои нельзя» (сочинение – размышление).
6-ой класс.
Понятия: Поступок, поведение,
подростковый возраст, ответственность самостоятельность, общение коммуникация,
эмпатия, рефлексия.
Методы
изучения коллектива:
1. Референтометрия (на начало и конец учебного года).
2. Круг моего общения (рисунок – проекция).
3. «Моя рабочая неделя» (мини – исследование).
7-ой класс.
Понятия: Психологическая атмосфера в коллективе, коллектив,
комфорт и дискомфорт, конфликт, компромисс, социум, социальная роль, личность.
Методы изучения коллектива:
1. Социометрия (на начало и конец учебного года).
2. Метод незаконченных предложений (нравственные
проблемы).
3. «Горы и долины» (интерактивная игра).
4. Сан (самочувствие, активность, настроение).
8-ой класс.
Понятия: Достоинство, недостаток, ценность, потребность,
нравственность, интеллект, совесть, уважение, честность, сочувствие,
содействие, творчество.
Методы
изучения коллектива:
1. Мои корни (творческие проекты).
2. Нравственные ценности («ценностные ориентации М.
Ронича»).
3. «За и против творческой личности» (игра).
4. Нравственная «начинка» человека (защита проектов).
9-ый класс.
Понятия: Индивидуальность, уникальность, самореализация,
самокритичность, самоуважение, одиночество, взаимопонимание, открытость,
закрытость.
Методы
изучения коллектива:
1. Карта интересов (по Климову).
2. Круг жизни (интерактивная игра).
3. Метод незаконченных предложений (открытость –
закрытость).
4. Изучение психологического комфорта ученического
коллектива.
10-ый класс.
Понятия: Цель, целеустремлённость, профессиональные интересы, самоопределение,
саморазвитие, креативность, инициатива, активность, пассивность, «Я» -
идеальное, «Я» - реальное.
Методы изучения коллектива:
1. КОС (изучение способностей).
2. Креативность. Что за этим словом? (создание проектов).
3. Автобиография.
4. Что значит «Человек состоялся?» (сочинение –
размышление).
11-ый класс.
Понятия: Профессиональный интерес, профессиональное
самоопределение, самореализация, самокритичность, мировоззрение, саморегуляция,
ответственность.
Методы
изучения коллектива:
1. Письмо из будущего.
2. Мой профессиональный выбор (незаконченные
предложение).
3. Программа – минимум и программа – максимум моей жизни
(интерактивная игра).
Школьный психолог помогает классному руководителю в
психологическом просвещении учащихся класса и их родителей. Этот процесс он
осуществляет с классным руководителем через систему:
·
тематических
классных часов;
·
индивидуальных и
тематических консультаций;
·
тренингов
общения;
·
кружков;
·
родительских
собраний;
·
уроков
психологической культуры;
·
психологических
газет.
Диагностические исследования коллектива психолог
проводит самостоятельно и знакомит классного руководителя с полученными
результатами (в рамках разумного).
Подведением итогов диагностического исследования в
классе может стать психолого-педагогический консилиум. Психолого-педагогический
консилиум желательно проводить во всех классах один раз в год, однако
психолого-педагогические консилиумы в обязательном порядке проводятся в 4-ом
классе как анализ результатов учебной деятельности учащихся начальных классов;
в 5-ом классе – как средство изучения адаптации учащихся класса к учебной
деятельности на среднем этапе обучения; в 9-ом классе – как этап завершения
обучения учащихся за курс базовой школы.
Нетрадиционные
мероприятия,
проводимые в классе с помощью школьного
психолога.
По рекомендации классного руководителя психолог
встречается с учащимися, проводит тематические классные часы, направленные на
психологическое просвещение учащихся. Темы классных часов или уроков психологии
могут быть самыми разнообразными, к примеру:
· Кто я? Какой я? Каким я хочу стать?
· Мои «хочу» и мои «надо».
· Внимание человека или как научиться быть внимательным.
· Слушать – слышать, смотреть – видеть, понимать –
делать вывод.
· Ум человека. Как его развить?
· Как развить в себе хорошую память.
· Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.
· Что такое характер.
· Мои интересы и мои возможности.
· Мне говорят… Я говорю…
· Качества человеческого ума.
· Леворукость и праворукость. Что это такое?
· С чем могут быть связаны проблемы общения.
· Мир моих способностей.
· Как научить себя учиться.
· Окна моего дома. Что значат в моей жизни.
· Проблемы неуверенного в себе человека.
· Мои положительные качества и мои недостатки на чаше
весов…
· Какой я друг, какая я подруга?
· Как научиться быть любимым?
· Профессиональные склонности и способности человека.
· Ошибки в выборе профессии. Чем они могут быть чреваты?
· Мои жизненные планы. С чем они связанны?
· Как избежать проблем в общении с близкими тебе людьми.
· Какие качества человека помогают ему в трудных
жизненных ситуациях?
· Чувство юмора в жизни человека.
· Конфликтный
человек. Какой он?
· Как научиться радоваться жизни.
· Люди, которых я не имею право забывать.
Такие классные часы может проводить и классный
руководитель, но психолог должен помочь в выборе материала к классному часу,
провести исследование по теме классного часа и помочь классному руководителю
проанализировать полученные результаты.
Большое внимание должен уделить школьный психолог
коррекционной работе в классном коллективе. Школьные психологи очень много
диагностируют в классах, но улучшения от этого в поведении и учебной
деятельности учащихся не наблюдается. Вслед за диагностикой должна идти
серьёзная и целенаправленная коррекционная работа.
Предположим, классный руководитель обратился к
психологу школы с проблемой, с которой встречаются учителя-предметники и он сам
на своих уроках. В классе есть дети, которые плохо запоминают учебный материал,
не могут воспроизвести вслух то, что учат часами. Школьный психолог изучает
проблему, используя все имеющиеся у него в арсенале методы диагностики. По результатам
исследования он может провести классный час или «Урок психологии по волнующей
проблеме».
Исходя из
накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их
родителями по изученной проблеме. С этой целью он организует для учащихся класса,
которым это необходимо, коррекционные занятия по тренировке памяти. Эти занятия
психолог может организовывать сам или привлекать специалистов.
Проблема
учебных умений и психологических свойств личности ученика может стать частью
родительского собрания. Родители, у которых дети испытывают затруднения с
запоминанием и воспроизведением учебного материала, могут быть приглашены на
тематическую консультацию к психологу, в ходе которой он даст рекомендации по организации
помощи ребёнку в семье.
Такие же рекомендации
психолог должен разработать и для учителей-предметников, которые смогут
использовать эти рекомендации в урочной деятельности. Большим подспорьем могут
быть и специальные газеты психологической службы, в которых можно помещать
различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие тесты,
упражнения.
Большой интерес вызывает у учащихся конкурс
интеллектуалов, которые объявляются психологической службой школы. Конкурсные
задания публикуются в газете психологической службы, ребята выполняют
предложенные задания индивидуально или всем классом. Психолог подводит
результат и объявляет его в классе на встрече с учащимися или на родительском
собрании.
Такое сотрудничество психолога и классного
руководителя помогает учащимся продвигаться в своём развитии. Дети не
испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в
класс, а классный руководитель понимает, что диагностика – лишь вспомогательное
средство в руках психолога, вся деятельность психолога в классном коллективе
начинается после диагностики.
Однако психолог должен работать не только с учащимися,
но и с самими классными руководителями. Как провести интерактивную игру,
социометрию, тренинг интеллектуальных умений – этому и многому другому может
научить школьный психолог классного руководителя, если с душой и ответственно
относится к порученному делу.
В каждой учебной четверти и в конце учебного года
классный руководитель и школьный психолог должны иметь возможность обсудить
проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса. Для того чтобы
сотрудничество получилось, можно предложить классному руководителю заполнить
такую таблицу:
Проблемные дети Ф.И. |
Проблемы |
Успехи |
Какие меры нужно принимать | ||||||
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
1ч |
2ч |
3ч |
4ч | ||
Такую
таблицу заполняют психолог и классный руководитель совместно, анализируя
результативность общих усилий. Таблица помогает проанализировать силу
воспитательного воздействия различных мер.