Ақмола облысы білім басқармасының"Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Ақылбай ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Ақмола облысы білім басқармасының"Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Ақылбай ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі

*ȥ;s6;?Ib>S?]j޷cF#
' } }, { // Опции. // Иконка метки будет растягиваться под размер ее содержимого. preset: 'islands#blackStretchyIcon', // Метку можно перемещать. draggable: false }); myMap.geoObjects.add(myGeoObject); // Скрываем хинт при открытии балуна. myMap.events.add('balloonopen', function (e) { myMap.hint.close(); }); }
Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

18.05.2018

Сотрудничество

 школьной психологической службы с классными

руководителями.

 

Школьная психологическая служба может и должна

оказывать неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Эта

помощь может идти по трём направлениям: психологическое просвещение учащихся

класса и их родителей, психолого-педагогическая диагностика и коррекционная

работа с классным коллективом и самими учащимися. Организуя работу с детским

коллективом, классный руководитель обязан получить определённую информацию (в

рамках разумного) у школьного психолога, а также школьный психолог может помочь

классному руководителю исследовать следующие аспекты личности ученика:

·    мотивацию прихода в школу;

·   

отношение к своей

семье (тест «Моя семья);

·   

интересы

учащихся;

·   

общие и

специальные способности учащихся;

·   

нравственные

приоритеты личности;

·    профессиональные интересы и потребности;

·   

лидерство и

изолированность и т. д.

Однако классный руководитель должен помнить важное

нравственное правило: любая информация об ученике, использованная не тактично и

не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую

депрессию ученика.

Для более успешного сотрудничества психолога и

классного руководителя в плане воспитательной работы учебного заведения

необходимо чётко определить те диагностические методики, которые успешно

использовать в работе ежегодно в каждом классе. Это может выглядеть следующим

образом.

 

План психолого-педагогического

сопровождения учебно-воспитательного процесса с помощью школьной

психологической службы.

Психолог школы готовит материал в помощь работе

классному руководителю по изучению  некоторых психологических понятий и использует

для изучения ученического коллектива психолого-педагогические методы.

5-ый класс.

Понятия: Личность, интерес, характер, мотив, ученический

коллектив, взаимодействие, сплочённость, одноклассник, друг, лидер.

 Методы изучения коллектива:

1.     Социометрия (на начало и конец учебного года).

2.     «Автопортрет» (творческая индивидуальная и

общеклассная работа) (автопортрет класса).

3.     «Мои можно» и «Мои нельзя» (сочинение – размышление).

 

 

 

6-ой класс.

      

Понятия: Поступок, поведение,

подростковый возраст, ответственность самостоятельность, общение коммуникация,

эмпатия, рефлексия.

Методы

изучения коллектива:

1.     Референтометрия (на начало и конец учебного года).

2.     Круг моего общения (рисунок – проекция).

3.     «Моя рабочая неделя» (мини – исследование).

 

7-ой класс.

Понятия: Психологическая атмосфера в коллективе, коллектив,

комфорт и дискомфорт, конфликт, компромисс, социум, социальная роль, личность.

 Методы изучения коллектива:

1.     Социометрия (на начало и конец учебного года).

2.     Метод незаконченных предложений (нравственные

проблемы).

3.     «Горы и долины» (интерактивная игра).

4.     Сан (самочувствие, активность, настроение).

 

8-ой класс.

Понятия: Достоинство, недостаток, ценность, потребность,

нравственность, интеллект, совесть, уважение, честность, сочувствие,

содействие, творчество.

Методы

изучения коллектива:

1.     Мои корни (творческие проекты).

2.     Нравственные ценности («ценностные ориентации М.

Ронича»).

3.     «За и против творческой личности» (игра).

4.     Нравственная «начинка» человека (защита проектов).

 

9-ый класс.

Понятия: Индивидуальность, уникальность, самореализация,

самокритичность, самоуважение, одиночество, взаимопонимание, открытость,

закрытость.

Методы

изучения коллектива:

1.     Карта интересов (по Климову).

2.     Круг жизни (интерактивная игра).

3.     Метод незаконченных предложений (открытость –

закрытость).

4.     Изучение психологического комфорта ученического

коллектива.

 

10-ый класс.

Понятия: Цель, целеустремлённость, профессиональные интересы, самоопределение,

саморазвитие, креативность, инициатива, активность, пассивность, «Я» -

идеальное, «Я» - реальное.

 Методы изучения коллектива:

1.     КОС (изучение способностей).

2.     Креативность. Что за этим словом? (создание проектов).

3.     Автобиография.

4.     Что значит «Человек состоялся?» (сочинение –

размышление).

 

11-ый класс.

Понятия: Профессиональный интерес, профессиональное

самоопределение, самореализация, самокритичность, мировоззрение, саморегуляция,

ответственность.

Методы

изучения коллектива:

1.     Письмо из будущего.

2.     Мой профессиональный выбор (незаконченные

предложение).

3.     Программа – минимум и программа – максимум моей жизни

(интерактивная игра).

 

Школьный психолог помогает классному руководителю в

психологическом просвещении учащихся класса и их родителей. Этот процесс он

осуществляет с классным руководителем через систему:

·       

тематических

классных часов;

·       

индивидуальных и

тематических консультаций;

·       

тренингов

общения;

·       

кружков;

·       

родительских

собраний;

·       

уроков

психологической культуры;

·       

психологических

газет.

Диагностические исследования коллектива психолог

проводит самостоятельно и знакомит классного руководителя с полученными

результатами (в рамках разумного).

Подведением итогов диагностического исследования в

классе может стать психолого-педагогический консилиум. Психолого-педагогический

консилиум желательно проводить во всех классах один раз в год, однако

психолого-педагогические консилиумы в обязательном порядке проводятся в 4-ом

классе как анализ результатов учебной деятельности учащихся начальных классов;

в 5-ом классе – как средство изучения адаптации учащихся класса к учебной

деятельности на среднем этапе обучения; в 9-ом классе – как этап завершения

обучения учащихся за курс базовой школы.

 

Нетрадиционные

мероприятия,

 проводимые в классе с помощью школьного

психолога.

По рекомендации классного руководителя психолог

встречается с учащимися, проводит тематические классные часы, направленные на

психологическое просвещение учащихся. Темы классных часов или уроков психологии

могут быть самыми разнообразными, к примеру:

·     Кто я? Какой я? Каким я хочу стать?

·     Мои «хочу» и мои «надо».

·     Внимание человека или как научиться быть внимательным.

·     Слушать – слышать, смотреть – видеть, понимать –

делать вывод.

·     Ум человека. Как его развить?

·     Как развить в себе хорошую память.

·     Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции.

·     Что такое характер.

·     Мои интересы и мои возможности.

·     Мне говорят… Я говорю…

·     Качества человеческого ума.

·     Леворукость и праворукость. Что это такое?

·     С чем могут быть связаны проблемы общения.

·     Мир моих способностей.

·     Как научить себя учиться.

·     Окна моего дома. Что значат в моей жизни.

·     Проблемы неуверенного в себе человека.

·     Мои положительные качества и мои недостатки на чаше

весов…

·     Какой я друг, какая я подруга?

·     Как научиться быть любимым?

·     Профессиональные склонности и способности человека.

·     Ошибки в выборе профессии. Чем они могут быть чреваты?

·     Мои жизненные планы. С чем они связанны?

·     Как избежать проблем в общении с близкими тебе людьми.

·     Какие качества человека помогают ему в трудных

жизненных ситуациях?

·     Чувство юмора в жизни человека.

·      Конфликтный

человек. Какой он?

·     Как научиться радоваться жизни.

·     Люди, которых я не имею право забывать.

Такие классные часы может проводить и классный

руководитель, но психолог должен помочь в выборе материала к классному часу,

провести исследование по теме классного часа и помочь классному руководителю

проанализировать полученные результаты.

Большое внимание должен уделить школьный психолог

коррекционной работе в классном коллективе. Школьные психологи очень много

диагностируют в классах, но улучшения от этого в поведении и учебной

деятельности учащихся не наблюдается. Вслед за диагностикой должна идти

серьёзная и целенаправленная коррекционная работа.

Предположим, классный руководитель обратился к

психологу школы с проблемой, с которой встречаются учителя-предметники и он сам

на своих уроках. В классе есть дети, которые плохо запоминают учебный материал,

не могут воспроизвести вслух то, что учат часами. Школьный психолог изучает

проблему, используя все имеющиеся у него в арсенале методы диагностики. По результатам

исследования он может провести классный час или «Урок психологии по волнующей

проблеме».

 Исходя из

накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их

родителями по изученной проблеме. С этой целью он организует для учащихся класса,

которым это необходимо, коррекционные занятия по тренировке памяти. Эти занятия

психолог может организовывать сам или привлекать специалистов.

 Проблема

учебных умений и психологических свойств личности ученика может стать частью

родительского собрания. Родители, у которых дети испытывают затруднения с

запоминанием и воспроизведением учебного материала, могут быть приглашены на

тематическую консультацию к психологу, в ходе которой он даст рекомендации по организации

помощи ребёнку в семье.

 Такие же рекомендации

психолог должен разработать и для учителей-предметников, которые смогут

использовать эти рекомендации в урочной деятельности. Большим подспорьем могут

быть и специальные газеты психологической службы, в которых можно помещать

различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие тесты,

упражнения.

Большой интерес вызывает у учащихся конкурс

интеллектуалов, которые объявляются психологической службой школы. Конкурсные

задания публикуются в газете психологической службы, ребята выполняют

предложенные задания индивидуально или всем классом. Психолог подводит

результат и объявляет его в классе на встрече с учащимися или на родительском

собрании.

Такое сотрудничество психолога и классного

руководителя помогает учащимся продвигаться в своём развитии. Дети не

испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в

класс, а классный руководитель понимает, что диагностика – лишь вспомогательное

средство в руках психолога, вся деятельность психолога в классном коллективе

начинается после диагностики.

Однако психолог должен работать не только с учащимися,

но и с самими классными руководителями. Как провести интерактивную игру,

социометрию, тренинг интеллектуальных умений – этому и многому другому может

научить школьный психолог классного руководителя, если с душой и ответственно

относится к порученному делу.

В каждой учебной четверти и в конце учебного года

классный руководитель и школьный психолог должны иметь возможность обсудить

проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса. Для того чтобы

сотрудничество получилось, можно предложить классному руководителю заполнить

такую таблицу:

 

Проблемные дети Ф.И.

Проблемы

Успехи

Какие меры нужно принимать

 

Такую

таблицу заполняют психолог и классный руководитель совместно, анализируя

результативность общих усилий. Таблица помогает проанализировать силу

воспитательного воздействия различных мер.

Просмотров: 476


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст