КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,
РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
«ФОРМУЛА УСПЕХА»
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И
ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В наше время, с появлением сети Интернет,компьютерных игр, социальных сетей
и других соблазнов, достаточно
трудно прививать детямпонимание того, что образование – очень важная инужная вещь.
Родители и педагоги находятся в поисках ответа на вопрос:
«Как мотивировать ребенка к учебе?» Кто из насне мечтает увидеть своих учеников и
собственных детей счастливыми и преуспевающими?
Нет ничего невозможного, просто к решению каждойпроблемы нужно найти правильный подход.
В это буклет я собрала, на мой взгляд, очень интересные и действенные
советы, мудрые высказывания и крылатые выражения, посвященные повышению
мотивации к учению как показателю достижения успеха.
Советы и рекомендации
для педагогов
по
повышению учебной мотивации учащихся
Современные психологи и педагоги считают, что главная задача
состоит в том, чтобы развивать
ивызывать у учащихся любознательность – причину познавательного интереса.
Учитель может использовать для этого различные
приемы и техники.
1.Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных
для всех
учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
2 .Помните, что очень важен положительный эмоциональный настрой через создание
на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и
эмоциональную речь учителя.
3. Используйте во
время урока рефлексию через оценку собственной деятельности
и деятельностидругих, оценку результата деятельности, вопросы,требующие многовариантных ответов.
Например, "Почему было трудно?",
"Что открыли, узнали нового на уроке?".
4 .Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями
школьника в процессе обучения.
5.Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб
знаниям).
6.Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: занимательность,
необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов,игровых
и соревновательных форм,юмористических фраз и
расслабляющих минуток.
7.Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себеявляется наказанием. Страх и напряжённость затрудняет
процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
8.Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смыслаучебы. Научите
учеников разбираться в том, что им непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу
разбить на подзадачи так, чтобы каждый
ученик смог самостоятельно их сделать. Если
он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя
мотивация будет расти.
9.Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению
внутренней мотивации.
10.Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение
противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных
признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
11.Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей.
Применяйте новые информационные технологии.
12.Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за
несколько(на разных этапах
урока) –вводите забытое понятие поурочного балла.
13.По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому
ученику,
осуществляя постоянную«обратную связь» – корректировать непонятное
или
неправильно понятое.
14.Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить
обучение.Например,список успехов может способствовать тому, чтобы он
стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.
15.Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих
в основе развития познавательных способностей: быстроты реакций,
всех видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная
задача каждого учителя – не только научить, а и развить
мышление ребенка средствами своего предмета.
16.Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных
для всех учащихся, с опорой на старые знания.
17.Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания,связывая темы своего предмета, как с родственными, таки другими учебными дисциплинами, обогащая знания,расширяя кругозор.
18.Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно.
Старайтесь, если возможно, преподносить материал в
необычной форме.
19. Старайтесь создавать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке
доброжелательной атмосферы доверия исотрудничества, яркую и эмоциональную речь
учителя.
20.Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию работы
в группах, игровые и соревновательные формы работы,
взаимопроверку,
коллективный поиск решения проблемы, используя приём «метод проб и ошибок»,
оказание учащимися помощи друг другу.
21. Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться
или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с
проблемными
сторонами личности учащегося. При необходимости обратитесь за помощью к
школьному психологу.
22.Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже
скучный материал,объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
23. Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры
детей в свои способности и возможности. Уважайте
личность каждого ребенка.
И у вас всё получится!